Белорусская деревня Тургеневка в Сибири

И столетье спустя в забайкальских просторах добрым словом поминают столыпинскую аграрную реформу, которая оживила этот край, в том числе, и славянским трудолюбием белорусов. И хотя выходцы из синеокой проживают в братской России от Калининграда до Камчатки, именно в Сибири осело в начале прошлого столетия свыше 300 тысяч переселенцев из различных регионов журавлиного края.

В гости к жителям иркутской деревни Тургеневка, расположенной в Баяндаевском районе области, минских журналистов пригласил пресс-тур «Белорусская диаспора Прибайкалья: авторитет, активность, самобытность». Он был организован, в том числе, Постоянным комитетом Союзного государства.

Всматриваясь в уютный и разросшийся деревенский мир, сложно сейчас представить, что до 1909 года, когда здесь появились первые переселенцы из Гродненской области, на этом месте шумела лиственницей тайга, вечерами шалили медведи и волки, а в ветвях вековых деревьев запасались орехами трудолюбивые бурундуки и белки.

Каждой семье — без обмана — выделили по гектару земли, которые переселенцы и начали обустраивать: вырубали лес, выкорчевывали пни, распахивали земли. Первое время переселенцы жили в землянках, потом стали появляться дома, постепенно образовались и первые улицы.

Для начала место это окрестили Алексеевкой, а уж затем утвердили Тургеневкой. Старожилы настаивают на двух версиях своего крещения. Согласно первой, село получила свой паспорт в честь землемера Тургэна, который и наделял белорусов землей. Но большинство селян склонны скорее сопрягать малую родину с именем Иван Сергеевича Тургенева. Неподалеку от деревни расположены и другие села, связанные с именами могучей литературной «кучки» российских писателей: Толстовка, Лермонтовка и другие.

Переселенцы везли с собой за тысячу верст от родных мест и домашнюю утварь, которая передавалась в крестьянских семьях из поколения в поколение. Многое из этого теперь хранится сегодня в местном этнографическом музее. Сохранились в нем и посуда, старинные самовары, керосиновые лампы, обувь, одежда, веретена и прялки. Особое место в музее занимает горница, которая отражает быт и уклад местных переселенцев. Кровать в ней тоже привезена с собой: разборная, раздвижная и сделана без единого гвоздя.

Жители Тургеневки, в которой сейчас проживает меньше тысячи человек, не забывают о своих корнях. Не каждый из них является потомком белорусов-переселенцев: за более чем вековое существование деревня заселилась представителями и других национальностей, которые гармонично вплелись в исконно белорусский состав села. Они с удовольствием участвуют в белорусских народных праздниках, которые организуются в Тургеневке. А проводят здесь и «Купалле», и «Гуканне вясны», и «Дажынкi», и «Кiрмашы». Поддерживают белорусскую культуру и творческие коллективы.
Как изменится климат Беларуси в ближайшие десятилетия
Гордится деревня и своим традиционным гостеприимством. Гостей обязательно угостят настоящим национальным обедом: супом из щавеля, колдунами и блинами из местной ягоды, а на десерт — кисель из голубики. А еще село славится борщами и галушками. И, конечно, восхитит слушателей душевный концерт местного ансамбля «Варенички». Белорусские народные песни в деревне знают и поют буквально все от мала до велика.

По словам Олега Рудакова, таких деревень, как Тургеневка, в Иркутской области достаточно много, а всего в регионе проживают около 50 тысяч белорусов.
https://rg.ru/2018/10/04/chem-pokoriaet-gostej-v-sibiri-belorusskaia-turgenevka.html

Добавить комментарий